Обзор рынка пищевой упаковки из бумаги и картона. Факты 2022-2023 г., тренды 2024 года
Справочно-информационный материал
Российский рынок пищевой упаковки является одним из быстрорастущих сегментов экономики РФ.
Объём рынка в 2021 г. оценивался в 1,2 трлн руб., в 2022 г. он увеличился до 1,4 трлн руб. (+16%), в 2023 г. объём составил 1,47 млрд руб. (+5%). По прогнозным данным на конец 2024 г. он вырастет минимум до 1,55 млрд руб. (+5,5%) и далее ожидается рост в размере 8-10% в год в номинальных значениях.
В динамике 2022 г. немаловажную роль сыграл рост цен в связи с перебоями поставок от иностранных поставщиков с началом СВО. Прогнозное значение объёмов рынка пищевой упаковки к 2025 г. составляет 1,7 трлн руб.
В целом рынок пищевой упаковки можно разделить на следующие виды: упаковка из бумаги и картона (36%), пластик (38%), стеклянная тара (12%), металл (10%) и другие виды упаковки (4%).
Объём рынка пищевой упаковки из бумаги и картона оценивается в 540 млрд руб.
Сегменты рынка
В динамике 2022 г. немаловажную роль сыграл рост цен в связи с перебоями поставок от иностранных поставщиков с началом СВО. Прогнозное значение объёмов рынка пищевой упаковки к 2025 г. составляет 1,7 трлн руб.
Рынок пищевой упаковки из бумаги и картона в рамках настоящего исследования подразделяется на 2 сегмента:
- Упаковка из бумаги и картона для жидких продуктов (молочные продукты, соки и прочее). В свою очередь этот сегмент можно разделить на асептическую упаковку (с длительным сроком хранения до 180 дней) и неасептическую упаковку (со сроком хранения до 30 дней);
- Одноразовая посуда из бумаги и картона.
В объёмах рынка пищевой упаковки из бумаги и картона наибольшую долю занимает пищевая упаковка для одноразовой посуды – около 88% рынка или более 460 млрд руб.
Пищевая упаковка для жидких продуктов – около 12% или до 70 млрд руб.
Объём рынка упаковки для жидких продуктов оценивается в 180 млрд руб., из которых на долю картонной упаковки приходится около 36% или до 70 млрд руб. Остальное (до 110 млрд руб.) разливается в пластиковую упаковку (ПЭТ бутылки и гибкая пластиковая упаковка).
Превалирующую долю на рынке упаковки жидких продуктов (включая молоко) занимает пластиковая упаковка — более 60%, при этом если асептическая упаковка в целом по жидким продуктам занимает до 32% рынка, то в сегменте молока её доля только 14%: больше (18%) молочной продукции разливается в более дешевую неасептическую упаковку.
Рынок одноразовой упаковки из бумаги и картона можно разделить на:
- сегмент одноразовой обезличенной упаковки (для малого бизнеса, несетевых кафе и ресторанов и прочих малых клиентов);
- сегмент одноразовой упаковки для крупнейших пищевых производителей (крупнейшие пищевые производители, такие как Нестле, Вкусно и точка и др.);
- сегмент одноразовой упаковки для HoReCa и прочих пищевых производителей (крупные производители пищевых продуктов (Доширак и другие), торговые сети (Лента, Пятерочка), крупные ресторанные сети).
Сегмент обезличенной упаковки самый небольшой, при этом с огромной конкуренцией, одноразовая упаковка для промышленных производств, крупных торговых и ресторанных сетей – менее конкурентный, но значительно более ёмкий рынок.
Объёмы рынка
Общий объём рынка пищевой упаковки составляет 1 470 млрд руб.
Объём рынка упаковки из бумаги и картона – 520-540 млрд руб.
Объём рынка одноразовой посуды из бумаги и картона – 460-480 млрд руб.
Объём рынка одноразовой обезличенной упаковки – 5-7 млрд руб.
Объём рынка одноразовой упаковки для HoReCa и прочих пищевых производителей – 85-90 млрд руб.
Объём рынка одноразовой упаковки для крупнейших пищевых производителей – 380-400 млрд руб.
Объём рынка упаковки из картона для жидких продуктов – 6 5-70 млрд руб.
Объём рынка асептической упаковки из картона – 55-60 млрд руб.
Объём рынка не асептической упаковки из картона – 8-10 млрд руб.
Рынок упаковки для жидких продуктов
Участники рынка
Объёмы рынка можно подтвердить публичными данными по выручке всех производителей.
На рынке упаковок для молока основные конкуренты – следующие компании:
- АО «Ламбумиз»
Старейший производитель упаковки для молока в России, начал работу в 1972 г.
В 2010 г. занял 2-е место в России на рынке производства неасептической упаковки для молока с долей 26%.
По итогам 2022-2023 года компания стала лидером на этом рынке с долей почти 40%.
Компания имеет собственные производственные мощности по ламинации картона и промышленное флексографское и офсетное печатное оборудование.
- АО «ПраймКартонПак» (бывший Elopak)
Специализация, как и у АО «Ламбумиз», – неасептическая упаковка.
В 2022 г. компания лишилась поставок импортного сырья и приостановила деятельность, разрабатывая в течение 7 месяцев (июнь-декабрь 2022 г.) совместно с клиентами и поставщиком картона-основы АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» композицию картона-основы, близкую по характеристикам к импортным аналогам.
В результате простоя, компания потеряла в выручке 68% (с 7,4 млрд руб. до 2,4 млн руб.), получив убыток – 330 млн руб. и занимает в настоящее время 20% рынка упаковки Gable Top (второе место на рынке после «Ламбумиз»).
- ООО «МолоПак», г. Чехов, Московская область
Выпускает широкой ассортимент продукции, включая неасептическую и асептическую упаковку. Стала первой российской компанией, которая начала производить асептическую упаковку для жидких пищевых продуктов с долгим сроком хранения.
Ранее использовали финский картон, но сейчас тоже перешли на российский.
Особенность упаковки «МолоПак» – применение офсетной печати, что менее выгодно, чем флексопечать на больших тиражах.
Мощность производства – до 1,2 млрд упаковок Brik Aseptic (6-слойная асептическая) и Gable Top в год. По Gable Top выпускает около 20 млн шт. в месяц и занимает 20% рынка упаковки Gable Top.
Для реализации импортозамещающего проекта компании были предоставлены два земельных участка в рамках региональной программы «Земля за 1 рубль». Уже во второй половине 2025 г. «МолоПак» запустит новый комплекс, где создаст 30 новых рабочих мест. Инвестиции в этот проект составляют почти 550 млн рублей.
- ООО «Стерэкс Пак», Стерлитамак
Изготавливает асептические пятислойные прямоугольные пакеты под розлив напитков ёмкостью 200 и 1000 мл.
Заявленная производственная мощность – 1,8 млрд шт. в год.
По данным из открытых источников, до недавнего времени в качестве сырья компания использовала переработанный картон финской Stora Enso. Сейчас на сайте SterexPak указано, что упаковка выпускается из пищевого картона производства Mondi.
- АО «Упаковочные системы» (бывший Tetra Pak)
Компания специализируется на асептической упаковке, в сегменте Gable Top конкуренции нет.
По заявлению менеджмента АО «Упаковочные системы», завод перешел на российский картон в ноябре 2022 г., локализовал краски, фольгу (Русал) и полимеры (Сибур).
В результате простоя в 2022 г. выручка сократилась почти вдвое: с 49,4 млрд руб. до 29,1 млрд руб., прибыль упала в 4 раза – с 4,1 млрд руб. до 1,07 млрд руб.
- Группа компаний «Тралин Пак»
Эксклюзивный дистрибьютор многонациональной компании GreatviewAseptic Packaging Company Limited с головным офисом в Пекине (Китай).
Tralin Pak первой смогла разрушить монополию существующей упаковочной системы «Брик» для асептического розлива на международном рынке упаковки и предложить свою собственную запатентованную брик-упаковку.
Общие производственные мощности компании превзошли 10 млрд единиц, продажи осуществляются в Китай, Европу, Россию и Северную Америку.
В России у компании два крупных филиала: на Дальнем Востоке (ООО «Тралин Пак ДВ») и в Южном Федеральном Округе России (ООО «Тралин Пак ЮГ»).
По сегменту Gable Top компания реализует около 5 млн шт. ежемесячно и занимает около 5% рынка.
Следует заметить, что при сравнении выручки производителей в 2021 и 2022 г. нужно учитывать тот факт, что, помимо российского рынка, продукция с заводов Tetra Pak и Elopak экспортировалась также в Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Монголию, Сербию, Туркменистан, Узбекистан, Украину, Эквадор и др. В 2021 г. на внешние рынки было продано продукции Tetra Pak почти на 12 млрд руб., Elopak – на 2,4 млрд руб. Таким образом, без учета экспорта заводы, ранее принадлежавшие иностранным корпорациям, суммарно потеряли 16% российского рынка, в то время как остальные компании поделили эти доли примерно поровну между собой (рост доли 3-6% к 2021 г.).
Прогноз развития рынка
Основной рост объёмов рынка упаковки для жидких продуктов связан с возможным экспортным потенциалом, а также с инфляцией.
Значительного расширения объёмов рынка, связанных с ростом спроса на одноразовую упаковку при развитии продаж еды навынос, а также развитии продаж на пищекомбинатах – не предполагается.
Особенности рынка
Рынок упаковки из картона для жидких продуктов является олигопольным и его объём подтверждается официальной выручкой основных производителей.
Рынок одноразовой посуды из бумаги и картона имеет большую конкуренцию, при этом крупных производителей (типографий) также немного и в сегменте крупнейших клиентов они занимают превалирующую долю.
Объёмы рынка можно подтвердить анализом комплементарных рынков доставки еды и производством еды быстрого приготовления.
Рынок упаковки из картона для жидких продуктов является олигопольным с пятью основными участниками, при этом в сегменте неасептической упаковки из картона (в основном упаковка для молока) два участника занимают более 60% рынка, один из них – АО «Ламбумиз» – занимает почти 40% рынка.
Вход на рынок упаковки из картона для жидких продуктов является затруднительным, поскольку требует существенных инвестиций в производственное оборудование.
Клиентская база основных конкурентов достаточно стабильна, поскольку переход на другого поставщика упаковки требует доналадки оборудования розлива.
Некрупным клиентам значительно выгоднее использовать линии розлива в упаковку из картона, а не ПЭТ, поскольку оборудование стоит значительно дешевле и требует меньше затрат на обслуживание.
Рынок одноразовой посуды из бумаги и картона в массовом (обезличенном) сегменте является довольно конкурентным, однако для наиболее значимого сегмента – упаковки для крупных ресторанных и торговых сетей – конкуренция низкая, т.к. вход требует наличия собственного оборудования по ламинации картона высокой стоимости.
Перспективы развития
Наиболее перспективные сегменты с запасом роста в номинальных объемах – асептическая упаковка и одноразовая посуда.
В целом, рынок может расти не менее, чем на величину инфляции.
12.09.2024 • https://article.unipack.ru